ПРОЕКТ 

Итоговый документ Международного форума по безопасности и охране труда 2018

Международный Форум по безопасности и охране труда (далее Форум) состоялся в рамках XXII Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда-2018» (далее Выставка).

Организатор: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Общероссийская общественная объединение «Всероссийское объединение специалистов по охране труда», Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты.

Участники Форума отмечают, что Общественный мониторинг, проводимый Общероссийской общественной организацией «Всероссийское объединение специалистов по охране труда за последние годы показал, что Правительством России, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предпринимаются серьезные шаги по модернизации действующего законодательства по охране труда, государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за соблюдением государственных требований охраны труда и на обеспечение экономического стимулирования деятельности работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда и новых рабочих мест с безопасными условиями труда с учётом всемирной концепции нулевого травматизма «Vision Zero».

Минтруд России в настоящее время планирует представить в Государственную Думу проект закона о внесении изменений в X раздел «Охрана труда» Трудового Кодекса РФ, которые предусматривают приоритет профилактики и реализацию мероприятий по выявлению опасности для работника, их устранению и снижению производственных рисков.  

Минтрудом России проводятся мониторинг состояния условий и охраны труда и мониторинг реализации специальной оценки условий труда, ведется работа по актуализации действующих правил по охране труда, разработке и изданию новых правил, а также типовых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ;

Рострудом разработан и внедрен интернет-сервис «Электронный инспектор», позволяющий работникам проверить свои условия труда на соответствие действующим требованиям, а работодателям самостоятельно провести предварительную проверку состояния охраны труда в организации, выявить существующие нарушения и получить рекомендации по их устранению до проведения фактической проверки федеральной инспекции труда;

Ежегодно в апреле проводятся мероприятия, посвященные Всемирному Дню охраны труда, главным из которых является Неделя охраны труда в г. Сочи, проводится разъяснительная и пропагандистская работа по принимаемым Правительством РФ и Минтрудом России мерам по совершенствованию законодательства в сфере охраны труда, пропаганды лучших практик организации работ в области охраны труда, повышения уровня культуры и безопасности труда и формирования здорового образа жизни работающих.

Принимаемые Минтрудом России меры совместно с работодателями и профсоюзами и их объединениями с участием профессионального сообщества в сфере охраны труда способствуют снижению производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. По официальным данным в 2017 году произошло 37 тысяч несчастных случаев на производстве, 1700 - со смертельным исходом, что меньше показателей 2016 года.

Вместе с тем, участники Форума выражают озабоченность тем, что при снижении производственного травматизма, не удается добиться значительного снижения количества рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. Не в полном объёме выполняются мероприятия Минтруда России по реализации Концепции демографической политики до 2025 года по снижению уровня вредных и опасных условий труда. 39% вместо планируемых 20%

В очередной раз профессиональная общественность выражает обеспокоенность тем, что при значительном снижении производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, отмечается рост количества случаев естественной смерти при исполнении работником трудовых обязанностей, при этом подавляющее число из них не признаются связанными с производством. 

До настоящего времени не определена Стратегия (концепция) государственной политики в области безопасности и охраны труда в стране, не разработана и не утверждена Государственная программа улучшения условий и охраны труда, неоправданно затягивается работа по разработке и принятию закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты и в ТКРФ по вопросам охраны труда.

Предварительные итоги мониторинга 5-летнего периода действия фз№426 о СОУТ показывают, что не достигнуты ожидаемые результаты от проведённой специальной оценки рабочих мест. Имеются существенные недостатки в работе организаций по качеству оказания услуг в сфере охраны труда, особенно при проведении СОУТ. Участники Форума обращают внимание на низкий уровень контроля качества услуг в сфере охраны труда.

С целью эффективной реализации государственной политики  в сфере безопасности и  охраны труда участники Форума считают необходимым:

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

Принять меры по выполнению в установленные сроки мероприятий Концепции демографической политики, утверждённой Указом президента в 2007 году, Подпрограммы «Безопасный труд» на 2018-2020 годы в составе Госпрограммы по занятости, региональных программ и подпрограмм по охране труда.

Считать целесообразным за время действия Подпрограммы подготовить и принять в соответствии с Конвенциями МОТ и ТКРФ самостоятельную государственную программу по безопасности и охране труда на 2021-2025 годы.

При разработке мер по реализации одного из основных направлений стратегического развития Российской Федерации на период до 2025 года «Производительность труда» учитывать аспекты безопасности и охраны труда, превентивно снижать риски отрицательного влияния на здоровье людей на производстве;

Для обеспечения эффективной координации и согласованных действий министерств и ведомств в вопросах безопасности и охраны труда образовать Межведомственную комиссию. Включить в соответствующие статьи ТК РФ норму о создании МВК или Координационных советов при органах исполнительной власти всех уровней.

Рекомендовать Минтруду, органам по труду субъектов РФ:

Совместно с социальными партнёрами, с общественными объединениями и  специалистами-практиками профессионального сообщества в 2019 году, году 100-летия МОТ, провести всесторонний анализ реализации государственной политики в области охраны труда, действующего законодательства об охране труда и  системы государственного управления охраной труда в стране, соответствия их нормам Конвенций и Рекомендаций МОТ, ратифицированных РФ в последние годы. В ходе анализа рассмотреть итоговые материалы проводимых в последние три года, в первую очередь мероприятий Форумов по охране труда в г. Москва и Недели охраны труда в г. Сочи. С этой целью приблизить сроки подведения итогов государственного мониторинга условий и охраны труда за 2018 год, предварительные итоги анализа мониторинга рассмотреть на мероприятиях Недели-2019, окончательные итоги к 100-летию МОТ на мероприятиях выставки БиОТ-2019 и Международного Форума-2019.

Активизировать работу по разработке нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Считать главной задачей создание понятной, ясной для работодателя, должностных лиц и работников, законодательной и нормативной правовой базы по безопасности и охране труда.

В 2019 году завершить работу по разработке Стратегии (Концепции) государственной политики в области безопасности и охраны труда с учетом риск-ориентированного подхода в управлении охраной труда и в контрольно-надзорной деятельности

С целью устранения противоречий в законодательстве об охране труда в начале 2019 года ускорить представление в Госдуму России проект закона о внесении изменений в X раздел «Охрана труда» Трудового Кодекса РФ с учётом обсуждения последней редакции на мероприятиях Форума.

С учётом решений Совещания Правительства от 12.12.17 года и предложений участников Форума принять меры по ускорению принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)».

Продолжить совершенствование законодательства в целях повышения качества услуг в сфере охраны труда, что позволит снизить количество несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Совместно с Росаккредитацией рассмотреть вопрос об эффективном обмене данными между федеральными государственными информационными системами (ФГИС СОУТ и ФГИС Росаккредитации). В целях пресечения повторной подачи недобросовестными организациями заявлений на включение в Реестр организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, в случае исключения из Реестра Минтруда России на основании нарушений требований законодательства, установить срок, в течение которого юридическое лицо не имеет права подать повторное заявление на внесение в Реестр.

Совместно с Росстатом, ФСС и Рострудом разработать единую систему показателей травматизма и профзаболеваний для приведения данных статистики к единым показателям, обратив особое внимание на несчастные случаи при  ДТП и других аварий на транспорте, когда комиссию возглавляет работодатель, на естественную смерть на работе, сокрытых, по пути на работу и с работы, в командировке, на работе вахтовым способом

В целях более эффективной реализации принятой Концепции совершенствования деятельности Федеральной инспекции труда и переходом на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности привлекать к проведению проверок в организациях специалистов по охране труда, представителей  общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Рекомендовать органам по труду субъектов Российской Федерации:

Способствовать региональным отделениям Всероссийского объединения специалистов по охране труда в осуществлении их деятельности, в том числе по реализации ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» №212 от 21.07.14г., который устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. 

Рекомендовать профессиональному сообществу, членам общественных объединений и иных неправительственных организаций:

В соответствии ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» активнее принимать участие в осуществлении общественного контроля в сфере охраны труда во всех его формах: общественный мониторинг, общественная проверка, общественное обсуждение и слушание; принимать участие в разработке и обсуждении проектов законодательных и нормативных правовых актов.

Оказывать помощь и поддержку органам власти в совершенствовании законодательства и подзаконных актов по охране труда, системы управления охраной труда, контроля и надзора.

Участники Форума поручают организаторам Форума доработать текст итогового документа с учётом предложений участников форума и направить его в Правительство Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Роструд России, ФСС России, органы по труду субъектов Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации.

Участники Форума выражают общую уверенность, что рекомендации, изложенные в Итоговом документе Форума, будут содействовать укреплению делового сотрудничества и взаимодействия органов  власти и профессионального сообщества в решении главной задачи по  сохранению  жизни и здоровья работающих.