О совершенствовании законодательного регулирования в области охраны труда (из материалов к заседанию Правительства 4 августа 2015 года)
В настоящее время в экономике страны имеется более 48 млн рабочих мест, на которых занято свыше 71 млн работников.
Общее количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – вредными (опасными) условиями труда), составляет до 10 млн человек. Около 3,75 млн рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда связаны с трудноустранимыми факторами производственной среды.
Удельный вес работников, занятых на работах с вредными (опасными) условиями труда, в последние семь лет увеличивался и составил в 2014 году 39,7%.
В то же время реализованные в 2014 году мероприятия в области охраны труда обеспечили снижение количества погибших в результате несчастных случаев на производстве, которое в 2014 году составило 2344 работника, что ниже аналогичного показателя 2013 года (2757 работников) на 15%.
Ежегодное увеличение количества рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда обусловлено не ухудшением условий труда на уже наблюдаемых рабочих местах, а выявлением вредных (опасных) условий труда на ранее не исследованных рабочих местах.
В целях обеспечения безопасных условий труда в 2013–2014 годах сформирован институт специальной оценки условий труда, принятыФедеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"», вступившие в силу с 1 января 2014 года.
С принятием указанных федеральных законов введена единая процедура оценки условий труда, позволяющая объективно выявлять и оценивать условия труда на каждом рабочем месте, а также обеспечивать должный уровень экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников на производстве.
Объём гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных (опасных) условиях труда зависит от результатов специальной оценки условий труда.
Законодательно закреплена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными (опасными) условиями труда, зависящая от условий труда. В случае обеспечения безопасных условий труда работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.
Сняты избыточные административные барьеры для бизнеса за счёт введения процедуры декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Обеспечена защита трудовых прав работников путём законодательного закрепления минимальных гарантированных размеров компенсаций и сохранения достигнутого по состоянию на декабрь 2013 года объёма предоставляемых гарантий и компенсаций, а также сохранения права на досрочное пенсионное обеспечение.
Одновременно усилена административная ответственность субъектов трудовых отношений за нарушение трудового законодательства в области охраны труда, особенно за нарушения, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также повышена уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда, повлекшие гибель двух и более человек.
Всего за период 2014–2015 годов специальная оценка условий труда проведена в 126 277 организациях на более чем 2,1 млн рабочих мест, вредные (опасные) условия труда выявлены на 518 793 рабочих местах.