Публикации → Статьи →Выступление В.И Медведева – на 3 Конгрессе организаций и специалистов по безопасности и охране труда.
г. Москва 13 декабря 2016г.
Уважаемые товарищи, коллеги!
Наш Конгресс, организуемый Общероссийской общественной организацией «Всероссийское объединение специалистов по охране труда» (ВОАСОТ) стал традиционным.
В этом году Конгресс открывает первый Всероссийский форум организаций и специалистов по безопасности и охране труда, проводимый в рамках «БИОТ-2016».
В программу Конгресса включены актуальные вопросы охраны труда на сегодняшний день, разговор по ним будет продолжен на последующих мероприятиях Форума.
В текущем году одними из основных направлений деятельности ВОАСОТ, АСОТ, при участии других НКО, СРО были реализация резолюции 2-го Конгресса организаций и специалистов по безопасности и охране труда (декабрь 2014г.), совершенствование механизма общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти в соответствии с ФЗ-№212 от 21июля2014года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», совершенствование организационной работы.
Прошлогодний Конгресс был посвящён 25- летию общественного движения в сфере безопасности и охраны труда в нашей стране и началу становления и развития охраны труда в современной России.
Материалы 2-го конгресса размещены на сайте ВОАСОТ, в специальном ноябрьском номере журнала «Охрана труда. Практикум».
Рекомендую посмотреть и использовать в практической деятельности.
Всероссийское объединение специалистов по охране труда (ВОАСОТ) и Межрегиональная общественная организация специалистов по охране труда (АСОТ) занимают конструктивную и последовательную позицию по общественной оценке деятельности органов власти и в первую очередь Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как положительный фактор хочу отметить, что вопросам безопасности и охраны труда в последние годы стало больше уделяться внимания руководством страны.
Минтруд России, со своей стороны, в текущем году стал предметнее заниматься этой проблемой. Об этом свидетельствуют заявления Министра труда и других руководителей министерства.
Так на расширенной коллегии Минтруда 8 апреля т.г. Министр Топилин М.А. подверг критике региональные программы и состояние статистики по условиям труда, отметил малочисленность федеральной инспекции труда, что заставляет искать новые формы и методы работы, заявил о подготовке государственной программы «Безопасный труд» и принимаемых мерах по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы.
«Мы должны сделать документацию удобной, понятной, более простой для работодателя» - заявил министр.
На селекторном совещании с регионами он обращается к ним:
- Всем субъектам вести анализ каждого несчастного случая со смертельным исходом;
- рассматривать их на 3-х сторонних комиссиях;
- иметь дорожную карту по устранению причин таких случаев;
- программно-целевой метод-один из действенных механизмов снижения уровня несчастных случаев и профзаболеваний.
Наконец, министр на совещании в правительстве об охране труда и трудовым отношениям в сентябре этого года заявил.
«Мы стремимся к «0» травматизму. Смертельные и тяжёлые н-сл. можно избежать».
И далее. «К концу года мы должны подготовить Государственную программу «Безопасный труд». Она будет носить организационный, методологический характер».
«К концу года будет подготовлен проект ФЗ о внесении изменений в ТКРФ и другие законы по вопросам охраны труда».
«Готовится закон совместно с другими надзорно-контрольными органами о пересечении полномочий…».
«Размеры районных коэффициентов, пенсионных списков мы не трогаем, они являются достаточно сбалансированными».
Я не случайно перечислил эти высказывания министра. В них практически изложена программа действий министерства на предстоящий период.
Теперь дело за малым, надо всё намеченное реализовать.
Принимаемые Минтрудом России и представителями сторон социального партнерства совместно с профессиональным сообществом в сфере охраны труда меры способствуют сохранению тенденции к снижению производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом.
В то же время в очередной раз приходится говорить о том, что не удается преодолеть тенденцию роста количества рабочих мест с условиями труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.
Нас по-прежнему беспокоит тенденция роста случаев естественной смерти при исполнении трудовых обязанностей, сокрытых несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.
Необходимо, наконец, разобраться со статистикой несчастных случаев на производстве.
Из года в год мы говорим об этом, но проблема не решается.
Предварительные итоги Общественного мониторинга в сфере охраны труда, проводимого ВОАСОТ, свидетельствуют о том, что разработка новых и актуализация действующих нормативных правовых актов идёт медленными темпами, остаётся много противоречий в законодательной и нормативной правовой базе по безопасности, условиям и охране труда.
В очередной раз мы обращаем внимание на отсутствие ясной и понятной Концепции (стратегии) государственной политики безопасности и охраны труда в стране. Отсюда шараханья от «перейти от компенсационной системы управления…» до «перейти от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска».
Кстати, этот тезис противоречит позиции МОТ и МАСО о нулевом травматизме с тяжёлым и смертельным исходом.
Правда, сейчас предлагается новая формула стратегии, направленная на превентивные, профилактические меры в работе по охране труда.
В 2016 году была реальная возможность принять и Стратегию, и Государственную программу, разработать проекты законов о внесении изменений в ТК РФ и 125-ФЗ. Для этого необходимо проявить, как принято говорить, политическую волю. Примером является ФЗ№426. «О специальной оценке условий труда». В течение года ввели специальным законом дополнительные тарифы отчислений в ПФР, разработали и приняли и 426 закон, и 421-закон спутник, массу НПА.
А теперь снижение отчислений в ПФР по результатам СОУТ считается основной частью экономического механизма работы по охране труда.
Обращаю внимание, что и в выступлениях Министра труда, и в выступлениях других руководителей министерства косвенно подтверждается целесообразность разработки закона «О безопасности труда и охране здоровья работающих на производстве», работа над которым, к сожалению, остановлена. Необходим отраслевой закон, регулирующий вопросы безопасности и охраны труда( охраны здоровья работающих на производстве).
Я убеждён, что этот закон будет разработан и принят новым составом Государственной Думы Российской Федерации и ВОАСОТ и АСОТ будут использовать все свои возможности для этого. В пользу этого утверждения говорит и то, что проект изменений и дополнений в ТКРФ в два раза увеличивает количество статей.
К сожалению, об этом проекте закона не упоминалось на встрече Министра с новым составом Комитета Госдумы по плану законотворчества в 2017г.
Не буду тратить время на перечисление и повторение всех наших предложений, они изложены, как я уже сказал, в материалах предыдущих наших конгрессов.
Назову основные из них. Они во многом корреспондируются со словами Министра труда.
1. Не допускать сокращения численности специалистов по охране труда в органах исполнительной власти всех уровней, государственных инспекциях труда и государственной экспертизы условий труда.
2. Ускорить разработку проектов законов о внесении изменений и дополнений в 10-й раздел и другие статьи ТКРФ по вопросам охраны труда и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Одновременно возобновить работу по разработке закона «О безопасности труда и охране здоровья работающих на производстве».
Надо, наконец, на законодательном уровне определиться, что такое безопасность труда, охрана труда, охрана здоровья работников, разграничить полномочия органов власти в регулировании этих вопросов.
3. Разработать Концепцию (стратегию) государственной политики в сфере безопасности и охраны труда с учётом новых реалий.
4. Ускорить разработку и принятие Правительством РФ Государственной программы по улучшению условий и охраны труда.
Почему - то теперь принято решение перенести сроки действия программы на 2018-2025г.г.
Наличие Концепции и Программы , о чём мы говорим из год в год, это не самоцель. И без них травматизм снижается.
Но в России, которая ратифицировала основные конвенции МОТ по вопросам безопасности труда, и в соответствии с национальным законодательством (статьи 210 и 216 ТКРФ) должны быть обязательно.
Довод, что нет финансирования из госбюджета, не убедителен. Для этой цели есть деньги соцстраха. Тем более в бюджете ФСС профицит.
На этом фоне стало известно о направлении части средств соцстраха на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на оплату больничных листов по общему заболеванию и материнству.
Это решение противоречит позиции Минтруда о реформировании соцстраха от несчастных случаях на производстве, когда министр говорит о «переворачивании пирамиды», т.е. перейти от страховых выплат к профилактике и реабилитации.
Не надо её переворачивать, не надо «ставить систему с головы на ноги», надо просто переставить акценты в системе, предусмотренной ФЗ№125.
5. Учесть предложения профессионального сообщества о включении в федеральное законодательство о СОУТ поправок, направленных на профилактику производственного травматизма, в том числе по оценке травмоопасности на каждом рабочем месте, вернуть в термин «Стандарт безопасности труда» технические мероприятия и др.
Ещё предлагаю предусмотреть норму о включении в состав комиссии по СОУТ специалиста по охране труда и оценку наряду с травмоопасностью соответствия организации работы по охране труда государственным требованиям ( отменённая сертификация).
В этом случае можно говорить о влиянии СОУТ на безопасность труда, снижение производственного травматизма. Пока же она направлена на профилактику профессиональной заболеваемости и снижение расходов на предоставление компенсаций за работу во вредных условиях.
6. С целью координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в вопросах безопасности и охраны труда воссоздать Межведомственную комиссию по охране труда (Координационный совет) при Министерстве труда или образовать Правительственный совет по безопасности и охране труда.
Это относится и к органам власти субъектов РФ и муниципальных образований.
Рекомендации министерства о рассмотрении 3-х сторонними комиссиями смертельных несчастных случаев не реальны для исполнения, у этих комиссий много проблем кроме безопасности и охраны труда.
Это могли бы делать МВК или КС и опыт такой имеется.
7. Вернуть в Профстандарт специалиста в сфере охраны труда и ЕКС наименование должности «инженер по охране труда». У работодателя должно быть право выбора наименования должности из нескольких предлагаемых в зависимости из отраслевых особенностей.
8. Воссоздать при Федеральной инспекции труда внештатную инспекцию труда, упразднённую в 2002 году.
Ростехнадзор это сделал, включив в этом году нормы о введении института общественных инспекторов по промышленной безопасности в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Правда, ставку сделал только на технических инспекторов труда профсоюзов.
Нас беспокоит наступление на права профсоюзов и иных представительных органов работников, пресловутое словосочетание «при наличии этих органов» продолжает включаться во все проекты законов, нормативные правовые акты .
Так в проекте закона о внесении изменений в ТКРФ пресловутое словосочетание «при их наличии» распространяется на такие институты, как комитет (комиссия) и уполномоченные по охране труда в организациях.
Следуя этой логике такое словосочетание можно применять к службам охраны труда, инструкциям, госпрограммам и другим нормам, которые на практике не выполняются.
Наоборот, создание этих общественных институтов должно быть обязательным. Тем более, если мы серьёзно говорим о социальном партнёрстве.
Если уполномоченные по охране труда - институт профсоюзов и иных представительных органов работников, то Комитет или комиссия по охране труда являются частью системы управления в организации. Мы не случайно в типовое положение о Комитете(комиссии) по охране труда записали норму о взаимодействии их с ФИТ и другими органами.
Мне не понятна позиция профсоюзов по этому вопросу. Они ошибочно считают, что это словосочетание «при наличии» относится к иным представительным органам, а не к профсоюзам.
Главной задачей Минтруда и институтов гражданского общества в 2017 году является практическая реализация вышеперечисленных планов и намерений и предложений.
При этом нельзя снова допустить переносов сроков выполнения намеченного на последующие годы.
Новым направлением в деятельности ВОАСОТ, АСОТ, НКО, СРО и других организаций должно стать участие в системе независимой оценки квалификации.
За год после второго Конгресса ВОАСОТ проведена следующая работа по совершенствованию системы общественного контроля за деятельностью органов власти в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в области охраны труда.
Как вы знаете, Общественная палата Российской Федерации поддержала наше предложение и выступила субъектом общественного контроля при проведении всероссийского общественного мониторинга за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам охраны труда, инициатором и организатором которого является Всероссийское объединение специалистов по охране труда (ВОАСОТ).
В феврале т.г. на Рабочей группе по проведению Всероссийского общественного мониторинга в сфере охраны труда при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ состоялись общественные слушания проекта закона «О внесении изменений в ТКРФ и другие законы по вопросам охраны труда», обсуждение проекта прошло конструктивно, мы имели возможность высказать свои предложения и передать их разработчикам.
Хочу отметить, что у нас появилась новая рабочая площадка в ОП РФ для обсуждения актуальных вопросов охраны труда, дополнительно к ежегодным мероприятиям в рамках выставки «БИОТ» на ВДНХ и Недели охраны труда в Сочи и Общественным советам при органах власти.
Рабочая группа по общественному мониторингу -это аналог постоянно-действующего семинара «Актуальные проблемы охраны труда», который проводила АСОТ в 90-2000 годы. Но уже на более высоком уровне.
Конгресс- по сути это общественные слушания и подведение предварительных итогов общественного мониторинга, которые являются основными формами общественного контроля по закону №212.
Что такое общественный мониторинг? Это наблюдение за работой органов власти по одному из основных направлениях их деятельности, анализ и выработка предложений. Органы власти должны по закону реагировать на предложения общественности.
Не просто проводить любой мониторинг, и государственный, и общественный.
До сих пор нет итогов государственного мониторинга за 2015 год.
Общественный контроль выгоден и для органов власти. Им нужна помощь и какой-то контроль. Без штрафов и уголовной ответственности, которые властью усиливаются по отношению к работодателям и должностным лицам.
Самоконтроль и самопроверки знания и выполнения требований трудового законодательства работодателями и работниками, о которых много говорится в последнее время, обязательны и для чиновников всех уровней.
Общественный контроль работает на поддержание авторитета органов власти.
Меня и моих коллег беспокоит замалчивание закона №212- ФЗ от 21.07.14г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» органами власти, начиная с Минтруда. Ни слова о нём в многочисленных мероприятиях Недели охраны труда в Сочи и других мероприятиях.
Со своей стороны, как руководитель ведущих общественных объединений страны ВОАСОТ и АСОТ, заявляю, что закону № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» мы будем уделять постоянное внимание, вопрос о его реализации, итоги общественного мониторинга по охране труда будут всегда основными на наших конгрессах.
Информирую участников конгресса, что выполнено ещё одно решение 2-го Конгресса. На базе Совета ветеранов ВОАСОТ образован Союз ветеранов безопасности и охраны труда России.
В охране труда идёт смена поколений специалистов по охране труда, многие ветераны полны сил и энергии и готовы передавать свой опыт молодым и непосредственно участвовать в процессе совершенствования системы охраны труда. С другой стороны, ветераны требуют соответствующего, адекватного отношения к себе. Активное участие ветеранов в общественной работе поможет их самореализации и положительно
Находит поддержку предложение 2-го Конгресса по подготовке проведения в 2018 году 100-летнего юбилея Технической инспекции труда профсоюзов. Это предложение поддержано МФП, МОООП, ЛФП и другими.
Безусловно, основной задачей ВОАСОТ и АСОТ, других некоммерческих негосударственных организаций, является повышение эффективности своей деятельности в соответствии с Уставами, законами об общественных, некоммерческих и саморегулируемых организациях и об основах общественного контроля в Российской Федерации.
Обращаюсь ко всем участникам Конгресса, представляющих специалистов по охране труда всех категорий, включиться в работу по осуществлению общественного контроля во всех его формах (общественный мониторинг, общественные обсуждения и слушания и др.), активней участвовать в разработке и обсуждении проектов законов и нормативных правовых актов.
Надо стремиться к тому, чтобы представители наших организаций, специалисты по охране труда, были в составе субъектов общественного контроля на федеральном и региональном уровнях (Общественные палаты, Общественные советы и др.).
Одновременно обращаюсь к представителям органов власти, в первую очередь к руководителям органов по труду субъектов Российской Федерации, ФИТ и профсоюзам развивать взаимодействие с институтами гражданского общества, способствовать их деятельности.